Введение
Как-то раз, таская туда-сюда всякие тяжести типа наковальни по мастерской, задался вопросом, какие есть в продаже тележки с возможностью подъема и опускания платформы. Вариантов нашлось не так много, да и цена так себе. Решил делать сам, так как ничего особо сложного в конструкции нет.
Выбор пал на вариант с механизмом подъема, основанном на шпильке с резьбой (есть еще вариант с домкратом).
Подготовка
Итак, для того чтобы смастерить тележку с размером платформы 50х80см и высотой от 35см до 93см, мне понадобилось следующее (часть этого можно заказать по ссылкам справа):
- Профиль 60х40 и 40х20
- Немного 50-ого уголка
- 4 небольших поворотных колеса под ролики
- 4 поворотных колеса на 50кг каждое (с тормозом)
- Шпилька М16 с гайками
- Опорные подшипники - 4шт
- Фанера
- Кругляк 30мм
Использовал инструмент (также поделился ссылками):
- Сварка, какая есть
- Заклепочник - очень рекомендую, хотя можно и на болтах все закрепить
- Токарный станок я использовал так как есть он у меня, но легко можно обойтись без него
- Да и без фрезерного тоже :)
Каркас
Никаких премудростей тут нет, как варил - все видно на видео. Из уголков сделал крепления поперечин и роликов. Да, тележка получилась тяжелая, но зато выдерживает мой вес. При необходимости можно заменить профили другими и сделать тележку меньшего размера, но нужно закладывать прочность.
Варить не обязательно так активно, можно и в 2 раза меньше швов сделать.
Подъемный механизм
Здесь уже больше тонкостей.
Во-первых, на счет шпильки. Я использовал обычную самую дешевую с рынка - хотел посмотреть, будет ли она выдерживать нагрузку. На данный момент ее вполне хватает, но если вам требуется бОльшая грузоподъемность - нужно искать с П-образной резьбой по типу той, что стоят на тисках.
Во-вторых, опорные подшипники. Да, они вполне справляются с нагрузкой (я поставил 2 с одной стороны и 2 - с другой). Но это также тот узел, который следует заменять более надежным, опять же при необходимости. Но ставить по одному такому подшипнику на каждую сторону точно не стоит.
Проставки между соседними поперечинами делал из кругляка (такая большая цельная шайба вышла) - для того, чтобы свисти на нет перекос.
Ну и наверное самый интересный элемент - не знаю как назвать, пусть будет кронштейн:
По центру с двух сторон привариваются гайки (см. видео).
Он крепится к поперечинам и имеет ось вращения, а через центральное отверстие (и приваренную гайку) проходит шпилька. Таким образом при повороте шпильки он перемещается по ней и тянет поперечины за собой, меняя угол их наклона, что в итоге поднимает и опускает платформу тележки.
Резьба в нем нарезана не до конца, а ровно настолько, чтобы, затянув болты до конца, поперечины не были зажаты и могли проворачиваться, но и не было люфта.
При сварке нужно варить очень аккуратно, на точки, каждый раз охлаждая заготовку. Так как гайки две, то достаточно небольшого перекоса - и деталь будет клинить.
Рекомендации
Основная рекомендация - 7 раз отмерь, 1 раз отрежь, как говорится.
Во-первых, кроме нижней и верхней платформ, все остальное нужно сначала варить на прихватки и приваривать до конца уже после того, как все будет готово и будет работать как нужно. Да и при этом нужно не допускать перегрева, так как он тянет на себя элементы сварки, меняя углы.
Во-вторых, особо аккуратно нужно вымерять поперечины. Они должны быть одинакового размера, оси крепления друг к другу должны быть строго по центру.
Еще важный момент: конструкция будет работать правильно и нее перекашиваться только в том случае, если расстояния от осей крепления поперечен до платформы точно совпадают с расстояниями от центральных осей роликов до платформы. Надеюсь, понятно написал :)
Когда приступите к подъемному механизму, нужно на каждом шаге опускать и поднимать платформу, чтобы удостоверится, что ее не перекашивает и нигде нет лишнего натяжения.
Вроде это все. Удачи!